2023 Год педагога и наставника
О мероприятиях, приуроченных к проведению Года педагога и наставника
24.01.2023
Сергей Кравцов рассказал о новых мерах поддержки педагогов:
В течение всего года будут проходить
масштабные профессиональные форумы – Московский международный салон образования,
летний Фестиваль наставничества, Форум классных руководителей.
В сентябре состоятся Большой
педагогический диктант и Всероссийский урок, посвященный Году педагога и
наставника, в октябре пройдет Большая учительская неделя.
Состоятся профессиональные конкурсы –
«Учитель года», по просьбе самих педагогов впервые пройдет конкурс «Первый
учитель».
Получит продолжение и телеконкурс
«Классная тема!», вызвавший интерес широкой аудитории.
Будет организован цикл мероприятий к
200-летию Константина Ушинского – в апреле пройдет первый съезд народных
учителей для преподавателей из стран СНГ, также будут организованы тематические
выставки, лекции, олимпиады. 19 февраля в Москве, рядом с МПГУ, откроют
скульптурную композицию в его честь. В ноябре на площадке МГУ состоится
Международный педагогический конгресс, посвященный наследию К.Ушинского.
В марте в Екатеринбурге пройдет Фестиваль профессиональной ориентации.
К.Д. Ушинский был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы.
Его работы собраны и издан в 11 томах.
Основные из них - "Педагогическая антропология", "Родное
слово", "Детский мир", "Руководство к преподаванию по
"Родному слову", "О необходимости сделать русские школы
русскими", "Книга для учащих", "Человек как предмет
воспитания".
Его пособия стали
образцовыми. "Родное слово" в течение полувека переиздавалось 146
раз, такого успеха не имела ни одна учебная книга во всём мире.
Ушинский поддерживал
общемировую классно-урочную систему. Размышляя об уроке как об основе этой
системы, он подчёркивал ведущую роль учителя и отмечал необходимость
разнообразия форм урока в зависимости от его задачи (выяснение знаний учащихся,
объяснение нового материала, закрепление уже пройденного и пр.)
Особое внимание
Ушинский уделял организации учебного процесса в начальной школе, где
целесообразно сочетание всех видов урока воедино. По мнению Ушинского, урок
достигает цели только тогда, когда ему придаётся определённое, строго
продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы
обучения.
Целью нравственного
воспитания детей он видел формирование личности, качествами которой стали бы любовь
и уважение к людям, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство
собственного достоинства. Поэтому Ушинский протестовал против негуманного
отношения к детям, против телесных наказаний, унижающих личность ребёнка. Из
всех мер наказания он считал наиболее приемлемой замечание, предупреждение,
отмечал важность педагогического такта и такого отношения к ребёнку, которое бы
не унижало его в глазах сверстников. Моральное поощрение за успехи в учёбе
Ушинский считал лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях
стремление идти вперёд.
Говоря о качествах
личности учителя, Ушинский отмечал, что учитель прежде всего воспитатель.
Личность воспитателя обладает такой нравственной силой, которую не заменят ни
учебники, ни чтение морали, ни наказания, ни поощрения.
Применительно
к России Ушинский выделял три принципа воспитания: народность, христианскую
духовность и науку. Он связывал цель воспитания с исторически сложившимся в
России православным идеалом совершенства. В статье "О нравственном
элементе в русском воспитании" он писал о нравственной связи педагогики и
религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла на
христианской почве. Одной из главных задач народной школы он видел сближение
церковного и светского образования. По мнению Ушинского, в русской школе
принцип народности должен быть реализован через приоритет русского языка как
предмета образования. "Родное слово - та духовная одежда, в которую должно
облечься всякое знание", - писал К.Д. Ушинский.
Принцип народности -
стержень его педагогической концепции. К.Д. Ушинский продолжил традицию
русского просветительства, направленную на педагогический поиск решения
социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из "мрака
нищеты и невежества", веря, что "хорошее воспитание" может
избавить человечество от многих зол. Ушинский поднялся над односторонностью
западничества и славянофильства. Он считал, что русская педагогическая наука
может и должна использовать опыт западных стран. Этот опыт он изучал во время
поездки во Францию, Германию и Швейцарию.
К.Д. Ушинский писал, что
язык будит мысль, развивает логику мышления: "Усваивая родной язык,
ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но
бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств,
художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в
два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет
прилежного и методического учения". Хрестоматии и учебные книги
Ушинского содержат произведения устного народного творчества, фрагменты из
произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, рассказы о
природе, жизни крестьян.
Константин Дмитриевич Ушинский стал живым воплощением лучших
черт отечественной интеллигенции своего времени. Он и сейчас является гордостью
отечественной культуры и педагогики.