фгос ссо-23

Информационно-разъяснительное письмо
об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования,
и организации работы по его введению
Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего

образования»,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

17

мая

12

сентября

2012
2022

г.
г.,

№

413»

(зарегистрирован

регистрационный

№

70034)

Минюстом
внесены

России

изменения

в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Целью

информационно-разъяснительного

письма

является

рассмотрение

основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей
организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив
их учета при организации образовательного процесса.
Принцип преемственности начального общего, основного общего
и среднего общего образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства
образовательного пространства 1 и преемственности со ФГОС начального общего
и основного общего образования 2 , выраженный в том числе в детализированных
требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Уточненные

формулировки

позволяют

привести

в

соответствие

образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных

1

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).
2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100); Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от
5 июля 2021 г., регистрационный № 64101)

2

материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации
(далее – ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического

развития

страны, приоритетов

государственной

политики

в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса в соответствии
с обновленным ФГОС СОО
С учетом практики организации образовательного процесса реализацию
образовательной программы среднего общего образования в соответствии с
обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Обращаем

внимание,

образовательных

что

основные

общеобразовательные

организаций

программы

подлежат

приведению

в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами
не позднее 1 сентября 2023 года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий

объем

аудиторной

работы

обучающихся,

прописанный

в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной
нагрузкой,

обозначенной

в

требованиях

к

организации

деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21

образовательной

«Гигиенические

нормативы

и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»

(утверждены

постановлением

Главного

государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных
года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов
(на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО),
что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить
оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

3

Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный
язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика,
химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности)
и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне
в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные
предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может
быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений
от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить
качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования
в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла
(физика,

химия, биология, обществознание,

география),

изучение

которых

в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору
обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения
русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных
ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской
Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение
современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой
информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации
независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных
предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том
числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе

4

–

обществознания.

В

этой

связи

для

усиления

правоведческой

и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов
как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового
и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме
в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования
к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание»
и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные
предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих
предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы
«История» и «Обществознание».
В

связи

с

тем,

что

такие

предметы

как

«Право»,

«Экономика»,

«Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся,
образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных
предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных
процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным
учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению
обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание
обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках
оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание
всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках
части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная
организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля
и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную
парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные

5

и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить
фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
О методической поддержке педагогических работников
и управленческих кадров
Индивидуальную
обновленного

ФГОС

консультативную
СОО

помощь

педагогический

по

вопросам

работник

и

реализации
руководитель

образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое
содержание общего образования»3.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор
рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации
рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные
организации

о

возможности

получить

консультативную

поддержку

на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные,
муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров
методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются
методической

базой

как

для

самоподготовки

учителя

в

соответствии

с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения
деятельности методических объединений и служб институционального (школьного),
муниципального и регионального уровней.
Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного
ФГОС СОО;
примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО
в субъекте Российской Федерации.
3

https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm

6

Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего
образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться
на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационнометодическую поддержку каждого педагога.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного
уровня;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации
обновленного

ФГОС

СОО

(материально-технических,

финансовых,

информационных и других);
организация работы методических служб на региональном, муниципальном
уровнях

и

уровне

образовательной

организации,

региональных

учебно-

методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода
на обновленный ФГОС СОО должна включать:
проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями
обновленного ФГОС СОО;
организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного
методического направления, так и между методическими группами;
выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации
по

совершенствованию

используемых

методов

и

приемов

достижения

промежуточных

результатов

образовательных результатов;
рассмотрение

на

педагогических

советах

реализации обновленного ФГОС СОО;
формирование системы наставничества для профессионального роста молодых
специалистов;
контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления
системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
актуализировать

организационно-управленческую

модель,

созданную

7

в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного
ФГОС СОО;
разработать

и

утвердить

(обновить,

внести

изменения)

план-график

мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и
муниципальном уровнях;
организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном
уровнях

и

уровне

образовательной

организации,

региональных

учебно-

методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
организовать

обновление

учебно-методической

документации

мониторинг

обновленного

в образовательных организациях;
осуществлять

систематический

введения

ФГОС СОО;
обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения
обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.
Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению
обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО».
Организационно-методическое

сопровождение

введения

и

реализации

обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения
федеральной

основной

общеобразовательной

программы

среднего

общего

образования4.

Часть 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022,
24 сентября, № 0001202209240008)
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».