Волейбол

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Воспитательный потенциал программы.
1.4. Содержание программы.
1.5. Планируемые результаты.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Список литературы.
3. Приложения
Календарный учебный график
Календарно-тематический план
Оценочные материалы
Календарный план воспитательной работы.

1

1.Комплекс основных характеристик программы
Программа направлена на многолетнее воспитание, оздоровление,
привитие интереса к занятиям спортом и подготовку резервов юных
волейболистов.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования для
детей «Волейбол » составлена в
соответствии со следующими нормативными и распорядительными
документами:
1.1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020)
[9];
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020) [10];
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» [22];
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года» [21];
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 №16) [6];
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от29.05.2015 г. № 996-р [20];
Концепция развития дополнительного образования детей,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р [3];
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 [23];
Постановление Главного государственного санитарного врача
2

Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» [15];
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» [16];
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» [18];
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17].
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневыепрограммы)» [11; 13];
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей» [12];
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью» [7];
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019) [8].
- Устава МБОУ «Михайловская средняя школа.
- Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах дополнительного образования детей.

3

Направленность (профиль) программы - физкультурно – спортивная.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена потребностями современного
общества и образовательным заказом государства сохранения и укрепления
подрастающего поколения. Ее реализация восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у воспитанников в связи с высокой
учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно
воздействует на все системы организма. Помимо выше перечисленного, игра
волейбол имеет высокую популярностью и востребована в различных её
проявлениях у подростков. Особенностью программы является её
направленность не только на развитие спортивного мастерства, но и на
оздоровление детей, позволяя посещать занятия воспитанникам с разной
физической подготовкой и физическими способностями.
Новизна программы в том, что в ней прослеживается изучение спортивной
игры –волейбол,
как вида спортивной подготовки с применением
специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы,
силовой выносливости, овладение техникой двигательных действий и
тактическимими приемами по данной специализации. Занятия по программе
направлены на социализацию и адаптацию обучающихся к жзни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся через технологию игры;
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы
заключается в том, что позволяет в условиях дополнительного образования
расширить возможности ребенка в области физического развития.
Формирование у него навыков адаптации к жизни в обществе,
профессиональной ориентации, а также выполнение норм Всероссийского
комплекса ГТО. Осуществляется отбор одаренных детей к их дальнейшему
поступлению в профильное учреждение.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что
ориентирует обучающихся на приобщение каждого к физической культуре и
спорту, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной
деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание
4

индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическим
занятиям физической культурой и спортом обучающиеся приобретают
общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных
физических качеств помогает развить морфофункциональные системы
растущего организма – в этом и заключается педагогическая
целесообразность разработанной образовательной программы по обучению
игры в волейбол. Кроме того, педагогическую целесообразность
образовательной программы мы видим в формировании у обучающегося
чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в
коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании
самодостаточного проявления всего спортивного потенциала при
выполнении индивидуальных пробежек обучающегося, в соревновательной
деятельности формирования тактического мышления.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 11-16лет. Программа физического
воспитания учащихся образовательной школы по волейболу направлена на
содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения
нормального физического развития растущего организма и разностороннюю
физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых
знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических
упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью
поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также
воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый
образ жизни. При отборе детей важно учитывать состояние здоровья,
медицинские показания (не ниже I и II групп здоровья).
Объем и сроки освоения
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» разработана на 1 год обучения, 5 часов в неделю – 180 часов в
год, 2 занятия в неделю по 2 часа, 1 занятие – 1 час
Уровни освоения программы
- Стартовый (ознакомительная) уровень предполагает первичное знакомство
с правилами игры, с расстановкой игроков, с волейбольной площадкой, с
основными приемами игры.
5

Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий – занятия проводятся 3 раза в неделю : 2 дня по 90 минут; 1
день – 45 минут. В случае перехода на дистанционное обучение
длительность занятий составляет: 30 минут - для учащихся среднего и
старшего школьного возраста.
Во время таких занятий проводится
динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Общее количество часов в год - 180 часа, в неделю - 5 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе
Основной формой организации образовательного процесса является
очная форма обучения. А также актуальна в настоящее время смешанная
форма обучения. При реализации программы частично применяется
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Формы организации образовательного процесса – групповая. Виды
занятий –секционные, практические занятия, соревнования (тренировочные,
школьные, муниципальные).
Единицей учебного времени в объединении является учебное занятие.
Занятие проводится в группе по 15 человек.
Работа с учащимися
при организации
образовательного
процесса предусматривает групповую, парную и индивидуальную
форму работы на занятиях и предполагает использование следующих
методов и приемов:
Словесные методы: объяснение.
Наглядные методы: наблюдение, презентации к занятиям.
Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога
ребёнка. Объяснение сопровождается демонстрацией приемов.

и

Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Переход на дистанционное обучение подразумевает занятия в режиме
online/offline посредством Zoom и мессенджера «Ватсап».

6

1.2 Цель и задачи программы
Цель: Изучение базовой техники волейбола, волевых и моральных качеств
личности, формирование потребности к занятиям спортом и ведению
здорового образа жизни
Задачи:
воспитательные:
-сформировать установку на здоровый образ жизни;
-воспитывать морально-волевые качества у юного спортсмена;
-воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать чувства толерантности к другим и умения «постоять за себя»;
-воспитывать чувство справедливости, вежливое отношение к сопернику.
развивающие:
-сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия;
-сформировать коммуникативные качества;
-развивать познавательную активность и интерес к занятиям волейболом и
спортом в целом;
-развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость,
координацию;
-формировать навыки и умения самостоятельного выполнения физических
упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию
телосложения и правильной осанки.
образовательные:
-познакомить с теоретическими основами техники и тактики игры волейбол;
-научить приемам и методам контроля физической нагрузки на занятиях;
-познакомить с правилами игры и судейство;
-познакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
-познакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в
спорте;
Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Волейбол» направлена
на: воспитание личности ребенка, способного на саморазвитие,
самореализацию и контроль. Через содержание программы, формы и методы
работы
с
детьми
реализуется
процесс профессионального
7

воспитания (организация своей деятельности, культура выполнения своей
работы, адекватность профессиональной оценки своей деятельности)
и социального воспитания (ответственность перед коллективом, умение
взаимодействовать с участниками детского сообщества, активность,
потребность в творческой деятельности, соблюдение этических норм
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Название раздела, темы
п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контро

РАЗДЕЛ 1:
1.1

Формирование группы
Вводное
занятие.
Основы
командной
игры
«Волейбол».
Инструктаж по ТБ.

10

4

6

Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Входная
диагностика.

1.2

Техника игры

57

8

49

Тестирование,
выполнение
практических
заданий
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.

57
38

6
2

51
36

6

0

6

РАЗДЕЛ 2 :
2.1. Тактика игры
Общая физическая и
3.
специальная подготовка
(ОФСП)
4.

Контрольные испытания

выполнение
практических
заданий,
нормативов
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа
8

5.

Соревнования

10

0

10

6.

Итоговое занятие
Всего

2
180

0
20

2
160

Выполнение
нормативов
Опрос, игра

1.4 Содержание учебного плана
Раздел 1:
1.1. Теория (4ч) Формирование группы. Вводное занятие. Основы
командной игры «Волейбол». Инструктаж ТБ.
Практика (6ч). Знакомство с общеобразовательной программой.
Беседа с детьми и анкетирование родителей. Приём заявлений и
медицинских допусков. Формирование списка учащихся. Входной контроль.
1. 2. Техника игры.
Теория (8ч). Общие основы волейбола. Оборудование места занятий,
инвентарь для игры волейбол. Правила игры в волейбол. Техника
выполнения нижнего приема. Передвижения в стойке. Обучение технике
передачи мяча в парах на месте, со сменой мест. Правильное положение
рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при
выполнении приема. Правила безопасного выполнения. Техника
выполнения верхнего приема. Правильное положение рук, кистей и
пальцев при выполнении верхнего приема передачи мяча. Положение ног и
туловища спортсмена. Техника выполнения нижней прямой подачи.
Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов
при выполнении подачи. Техника выполнения верхней прямой подачи.
Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при
ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Техника выполнения
нижней боковой подачи. Правильное положение руки с мячом перед
нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Техника выполнения
навесной передачи к нападающему удару. Понятие выход на прием мяча.
Практика (49 ч). Упражнения на расслабления и растяжения. Упражнения
на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приемов.
Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении
нижней прямой подачи. Упражнение на правильные действия руками,
туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на
9

правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Упражнение
на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при
выполнении верхней прямой подачи. Упражнения на движение рук, ног и
туловища при выполнении нижней боковой подачи. Упражнения на
отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приемов.
Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении
нижней прямой подачи. Тестирование.
Раздел 2:
2.1. Тактика игры.
Теория (6ч). Индивидуальные действия. Нападающий удар задней линии.
Нападающий удар толчком одной ноги при выполнении вторых передач.
Техника бокового нападающего удара, подача в прыжке. Изучение слабых
нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).
Практика (51 ч). Обучения тактике нападающих ударов. Упражнения на
расслабления и растяжения. Упражнения для совершенствования
ориентировки игрока. Обучение технико-тактическим действиям
нападающего игрока (блок-аут). Обучение групповым действиям в
нападении через выходящего игрока задней линии. Обучение технике
передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.
Обучение тактике подач, подач в прыжке СФП, индивидуальным
тактическим действиям блокирующего игрока. Обучение индивидуальным
тактическим действиям при выполнении первых передач на удар.
3.Общая физическая и специальная подготовка (ОФСП).
Теория (2ч). Правила разминки. Строение и функции организма человека.
Влияние физических упражнений на организм человека.
Практика (36 ч). Подвижные игры с предметами. Общеразвивающие
упражнения.
Легкоатлетические
упражнения
(бег,
прыжки).
Акробатические упражнения. Упражнения на развитие прыгучести
(приседания, разнообразные виды прыжков). Гимнастические упражнения.
Упражнения для развития быстроты (различные виды беговых
упражнений, эстафеты). Упражнения для преимущественного укрепления
мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры.

10

Упражнения для привития навыков быстрого рывка с места и быстроты
ответных действий.
4.Контрольные испытания Практика (6ч). Упражнения – тесты.
5.Соревнования.
Практика (10ч). Двухсторонние контрольные игры по упрощенным
правилам волейбола. Опрос для определения усвоения теоретического
материала по разделам программы. Игра.
6.Итоговое занятие (2ч)
1.5 Планируемые результаты
По итогам обучения обучающийся будет знать:
-особенности развития волейбола;
-теоретические основы игры в волейбол;
-способы организации самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной функциональной направленностью;
-правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
-правила личной гигиены; профилактики травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
-навыки судейства игры в волейбол;
будет уметь:
-применять полученные знания в игре:
-формировать потребность в продолжении занятий спортом;
-владеть строевыми командами и подбором упражнений по общей
физической подготовке (разминке);
-применять навыки судейства игры в волейбол;
Метапредметные результаты у обучающихся буду сформировы:
-умения адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
-умения анализировать проделанную работу, планировать и организовывать
дальнейшую деятельность;
-основы
самостоятельной
деятельности
эффективными
способами
организации свободного времени; слушать и слышать педагога и учащихся в
объединении.
Предметные результаты у обучающихся будут сформированы:
-основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
11

-знания о правилах и технике игры в волейбол;
-физиологии и гигиены спортсмена;
-основы профилактики заболеваемости и травматизма в спорте
- устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
-навыки судейства.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный план составляется для каждой учебной группе и
включает в себя:
-дата начала и окончания учебных периодов/этапов;
-количество учебных недель;
-количество учебных дней;
-продолжительность каникул;
-сроки контрольных процедур, организованных выездов и т.д.
Календарный учебный график (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий в школе используется спортивный зал
размером 24х12м, раздевалки, методическая комната (тренерская), комнаты
для хранения инвентаря и специального оборудования, коридор (стенды,
агитация и пропаганда для занятия волейболом), спортивная площадка,
Материально-техническое оборудование и оснащение соответствует
требованиям
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для проведения занятий в секции волейбола в школе имеется
следующее оборудование и инвентарь:
Сетка волейбольная- 1шт.
Стойки волейбольные-2шт.
Гимнастические стенки-2 шт.
Гимнастические скамейки-3-4шт.
Гимнастические маты-5шт.
Скакалки-8шт.
Мячи набивные (масса 1 кг)-10шт.
12

Мячи волейбольные (для мини-волейбола)-10 шт.
10.Рулетка-2 шт.
2.2.2.Методическое обеспечение
Методические
материалы.
Подготовка
юного
волейболиста
осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым
педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление
определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического
развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное
осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении
принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической,
специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при
использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод
наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения
при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств
по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных
элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного
развития физических качеств. Спортивные методы включают: метод
непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод
максимальности и постепенности повышения требований; метод
волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности,
предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих
соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в
тренировочном процессе.
При проведении занятий используется: учебная и научная литература,
таблицы, схемы, плакаты, карточки,
дидактический и контрольнодиагностический материал.

2.2.3 Информационное обеспечение
Методические пособия;
Перечень Интернет-ресурсов:
http://www.minsport.gov.ru
http://murmansport.ru 3. http://gorsport51.ru
13

Дистанционное обучение осуществляется посредством платформы Zoom и
мессенджера «Ватсап».
2.2.4. Кадровое обеспечение
Педагог должен владеть необходимой профессиональной компетентностью
для реализации программы: имеет опыт работы с обучающимися данного
возраста, имеет навык организации образовательной деятельности
обучающихся, обладает сформированными социально ориентированными
личностными
качествами
(ответственность,
доброжелательность,
коммуникабельность, целеустремленность, эмпатия, тактичность и др.), а
также обладает необходимым уровнем знаний и практических умений в
соответствующей предметной области.
2.3. Формы аттестации / контроля
Программа предусматривает входной контроль, текущий контроль,
промежуточный контроль и итоговый контроль результатов обучения детей.
Входной контроль - проводится при наборе в группу, изучаются
отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и
достижения в этой области, личностные качества ребенка. Входной контроль
проводится в виде тестирования.
Текущий контроль проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимся теоретических и
практических основ игры в волейбол. Позволяет педагогу подобрать
наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится в виде текущего контроля в
течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полугодие
зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при
выполнении контрольных упражнений, зачетные игры, а также участие в
муниципальных соревнованиях по волейболу.
Итоговый контроль проводится в конце года обучения и предполагает
зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической
подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного,
муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для
родителей, с последующим совместным анализом проведенного
мероприятия. Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.
14

Формы подведения контроля:
- соревнования;
-олимпиады;
-тестирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и
родителей, статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
учебно-тренировочные занятия; беседы; подвижные и спортивные игры;
просмотр матчей.
Контроль и отслеживание результатов деятельности проводится с
целью выявления уровня развития специальных навыков, знаний
обучающихся с целью коррекции процесса обучения и учебнопознавательной деятельности обучающихся.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные
методы и способы:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- индивидуальные зачеты.
Сдача контрольных тестов проходит каждые два месяца и для каждого
уровня в отдельности.
Участие в соревнованиях разного уровня контролируются как учителем, так
и самими учениками. Данные заносятся в общую таблицу и в
индивидуальные карты развития. Так каждый учащийся может проследить
историю своего физического становления в спортивном объединении

15

Формы занятий:
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
-однонаправленные (посвящены только одному из компонентов подготовки
игрока: технике или тактике, общефизической подготовке;
-комбинированные (включают два-три компонента в различных сочетаниях:
(техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая
подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка)
-целостно-игровые (построены на учебной двухсторонней игре по
упрощенным правилам с соблюдением основных правил);
-контрольно-учебные занятия (прием нормативов у занимающихся,
выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью
получения данных об уровне технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся) (групповые учебно-тренировочные
занятия; теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия;
тестирование; медицинский контроль; соревнования;
работа по
индивидуальным планам в летний период).
Занятия проводятся в спортивном зале и на пришкольной спортивной
площадке.
Методические материалы
Основными специфическими средствами спортивной тренировки
являются физические упражнения. Упражнения могут быть разделены на три
группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, обще
подготовительные. Избранные соревновательные упражнения - это
целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных
действий), которые являются средством ведения игры в волейбол.
Специально-подготовительные
упражнения
включают
элементы
соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и
действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых
способностей. Смысл любого специально подготовительного упражнения
состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в
соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом
конкретном случае. Обще-подготовительных упражнения являются
преимущественно средствами общей подготовки обучающегося. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными
и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств
обучающегося, повысить его общую тренированность.
Основные
16

методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные,
наглядные и практические.
Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья,
подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами
и др. факторами.
Словесный метод – с его помощью сообщаются теоретические сведения
по технике, тактике, правилам соревнований.
Метод обеспечения наглядности применяют для создания зрительных,
слуховых, двигательных образов.
Практические методы (метод упражнений) основаны на двигательной
активности .
Используемые методы обучения:
Словесные (источник знаний — слово) — рассказ тренера, беседа,
объяснение, лекция, работа с книгой;
Наглядные (источник знаний — образ) — демонстрация реальных или
изображенных объектов, явлений и их наблюдение;
Практические (источник знаний — опыт) — упражнения, соревнования.
Список литературы
1. Беляев В. И. Волейбол, М. Просвещение 2000 год.
2.Клещёв В.И. Фурманов А.П. Юный волейболист; М. Дрофа 2001 год.
3.Голомазов А. С. Ковалёв И. В. Мельников С.В. Волейбол в школе; М.
ФКИС. 1999 год.
4.Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. волейбол в школе, М.Просвещение 1997
год.
5.Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» М. Просвещение 2001 год.:
6.Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под
7.редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2010г
8.Государственная программа Министерства образования и науки РФ по
9.Физической
культуре для профильного
обучения. Москва.
Просвещение. 9. 2010г.
10.О.Чехов «Основы волейбола» Москва. «Физическая культура и спорт»
11.Программа для внешкольных учреждений Министерства просвещения,
М.1986г.
12.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов,
13.Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы) Волейбол
17

(юноши и девушки) Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции.
Волейбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат
педагогических
наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования
Российской Федерации. (2004г).
14.Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и
спорт»,1978г.
15. Хапко В.Е., Белоус В.И. «Волейбол», Киев, «Радянська школа», 1988г.
16.Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е,
испр.,доп., М., «Физкультура и спорт», 1982г. В.И.Лях «Физическая
культура. 10-11 классы». Москва. Просвещение.2010г.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1.Железняк Ю.Д. Юный волейболист.- М.1988.
2.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.,1998.
3.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. – М., 1991.
4. Железняк Ю.Д. , Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 1992.
Волейбол/ Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000… Интернет-сайты:
-http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе» .
- http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ.
Новости спорта, освещение событий
Тематический каталог по различным видам спорта.

18

Приложение 1
Календарный учебный график
Уровень стартовый 1 группы
I полугодие
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Месяц

Сентябрь

II полугодие

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Кол-во
учебных
недель

1

Кол-во
часов в
месяц
(гр.)

20

20

20

20

15

20

20

20

5

20

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Аттестаци
я/формы
контроля

Кол-во
часов в
неделю
(гр.)

5 5

Объем учебной нагрузки на учебный год 180 часов на одну группу

19

Приложение 2
Календарно-тематическая план
Название объединения «Волейбол»
№
п/п

Наименование темы занятия

Кол-во
часов

группа

Дата по
расписанию
По
плану

Форма
Примечание
аттестации/контроля (корректировка)

По
факту

Сентябрь
Раздел 1
1-2

Формирование группы. Инструктаж ТБ.
Вводное занятие

2

02.09.20
22

Беседа

3-4

Основы командной игры «Волейбол

2

05.09.20
22

Беседа.
Презентация.
Педагогическое
наблюдение

5-7

Знакомство с общеобразовательной
программой. Беседа с родителями и детьми.
Анкетирование родителей.

3

07.09.20
2209.09.20
22

Педагогическое
наблюдение беседа.

20

12.09.14.09.20
22

Входной контроль

Общие основы волейбола. Оборудование 2
места занятий, инвентарь для игры
волейбол. Правила игры в волейбол.

14.09.20
22

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

1314

Техника выполнения нижнего приема. 2
Передвижения в стойке. Обучение технике
передачи мяча в парах на месте, со сменой
мест. Правильное положение рук и ног при
выполнении нижнего приема. Поведение
игрока при выполнении приема. Правила
безопасного выполнения.

19.09

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

1516

Техника выполнения верхнего приема. 2
Правильное положение рук, кистей и
пальцев при выполнении верхнего приема
передачи мяча. Положение ног и туловища

21.09

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

810

Прием заявлений и медицинских допусков.

3

Тестирование

1.2. Техника игры
1112

16.09.20
22

21

спортсмена.
1718

Техника выполнения нижней прямой 2
подачи. Правильное положение туловища,
ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при
выполнении подачи.

23.09.
26.09

Выполнение набрасывание мяча на удар.
Правильное положение кисти при ударе по
мячу вовремя верхней прямой подачи
1920

(Практика) Упражнения на расслабления и 2
растяжения. Упражнения на отработку
движений рук, туловища и ног при
выполнении приемов.
Итого за месяц

26.09
28.09

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

20
Октябрь

2124

(Практика) Упражнения на расслабления и 4
растяжения. Упражнения на отработку
движений рук, туловища и ног при

28.09
30.09
03.10

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
22

игра)

выполнении приемов.
2530

Упражнения на отработку движений рук, 6
туловища и ног при выполнении приемов.

05.10
07.10
10.10
12.10

3136

Упражнение
на
движения
ногами, 6
туловищем и руками при выполнении
нижней прямой подачи.

12.10
14.10
17.10
19.10

3740

Упражнение на правильные действия 4
руками, туловищем и ногами вовремя
навесной передачи.

Итого за месяц

21.10
24.10
26.10

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)
Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)
Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

20
Ноябрь

4142

Упражнение на правильные действия 2
руками, туловищем и ногами вовремя

26.10
28.10

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
23

Практическая
работа (учебная
игра)

навесной передачи.

4347

Упражнения на правильные действия, 6
направленные на коррекцию передачи.

31.10
02.11
04.11
07.11

4853

Упражнение на движение ногами и 6
туловищем, движение «рабочей» рукой при
выполнении верхней прямой подачи.

07.11
09.11
11.11
14.11

5459

Упражнения на движение рук, ног и 6
туловища при выполнении нижней боковой
подачи..

14.11
16.11
18.11
21.11

Итого за месяц

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.Практическа
я работа (учебная
игра)
Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

20
Декабрь
24

60-65

Упражнения на отработку движений рук,
туловища и ног при выполнении приемов

6

23.11
25.11
28.11
30.11

6671

Упражнение на движения ногами, туловищем 6
и руками при выполнении нижней прямой
подачи.

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

30.11
02.12
05.12
07.12

72

Тестирование

1

09.12

Зачет

3

12.12

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

Раздел 2
7375

2.1. Тактика игры
(Теория )

14.12

Индивидуальные действия. Нападающий удар
задней линии. Нападающий удар толчком
одной ноги при выполнении вторых передач.
7678

Техника бокового нападающего удара, подача
в прыжке. Изучение слабых нападающих
ударов с имитацией сильных (обманные
нападающие удары).

3

14.12
16.12
19.12

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
25

игра)
7980

(Практика) Обучения тактике нападающих 2
ударов. Упражнения на расслабления и
растяжения.

Итого за месяц

20

Итого за I полугодие

80

19.12
21.12

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

Январь
8186

(Практика) Обучения тактике нападающих 6
ударов. Упражнения на расслабления и
растяжения.

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

8792

Упражнения
для
ориентировки игрока.

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

93-

Обучение технико-тактическим действиям 6

совершенствования 6

Педагогическое
26

98

нападающего игрока (блок-аут).

99100

Обучение
групповым
действиям
в 2
нападении через выходящего игрока задней
линии.

Итого за месяц

наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

20
Февраль

101
106

Обучение
групповым
действиям
в 6
нападении через выходящего игрока задней
линии.

107 Обучение технике передаче в прыжке:
откидке, отвлекающие действия при вторых
113 передачах.

7

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)
Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
27

игра)
114 Обучение тактике подач, подач в прыжке
СФП, индивидуальным тактическим
115 действиям блокирующего игрока.

Итого за месяц

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

2

15
Март

116 Обучение тактике подач, подач в прыжке
СФП, индивидуальным тактическим
121 действиям блокирующего игрока.

5

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

122 Обучение индивидуальным тактическим
действиям при выполнении первых передач
128 на удар

7

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

129 Тестирование
130

2

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
28

работа (учебная
игра)
2. Общая физическая и специальная подготовка (ОФСП)
131
132

(Теория) Правила разминки. Строение и 2
функции организма человека. Влияние
физических упражнений на организм
человека.

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

133
136

(Практика) Подвижные игры с предметами.

4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

Итого за месяц

20
Апрель

137
140

Общеразвивающие упражнения.

4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)
29

141
144

Легкоатлетические
прыжки).

145
148

Акробатические упражнения.

149
152

Упражнения
(приседания,
прыжков).

153
156

Гимнастические упражнения.

4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

Итого за месяц

20

Педагогическое

на

упражнения

(бег, 4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

развитие прыгучести 4
разнообразные
виды

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

30

наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)
Май
157
160

Упражнения для развития быстроты 4
(различные виды беговых упражнений,
эстафеты).

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

161 Упражнения для преимущественного
укрепления мышц, участвующих в
164 выполнении основных технических приемов
игры.

4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

165 Упражнения для привития навыков быстрого
рывка с места и быстроты ответных действий.
168

4

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

4.Контрольные испытания
31

169 (Практика) Упражнения-тесты
174

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

6

5.Соревнования
175
176

(Практика) Двухсторонние контрольные
игры по упрощенным правилам волейбола.

2

Итого за месяц

20
Июнь

177
178

Опрос для определения усвоения
теоретического материала по разделам
программы. Игра.

179 Итоговое занятие .Игра
180

2

Педагогическое
наблюдение.Беседа.
Практическая
работа (учебная
игра)

3

Итоговый контроль
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа (учебная
32

игра)
Итого за месяц

5

Итого за II полугодие

100

Итого за год

180

33

Приложение 3
Оценочные материалы
Оценка деятельности учащихся секции «Волейбол» разделяется на два
вида: оценка разделяется на два вида: оценка теоретических знаний и
умений-профессиональные навыки; и оценка технических умений и навыков.
Оценивание производится посредством методов наблюдения, бесед,
тестирования, участие в соревнованиях. Для объективной оценки развития
каждого обучающегося педагогом заполняется «Диагностическая карта
промежуточного уровня теоретических знаний, практических умений и
навыков, где учитывается уровень теоретических знаний и технических
навыков и умений, творческих достижений.
1.Игра «Крестики нолики»
У учащихся карточки «Х» и «О». На правильное утверждение учащиеся
поднимают «Х», на неправильно –«О».
1. Старт - начало пути к финишу (Х)
2. Инструмент спортивного судьи - балалайка. (О)
3. Боксерский корт- ринг. (Х)
4. Раунд -боксѐрская трехминутка. (Х)
5. Спортивный снаряд для перетягивания – шнурок. (О)
6. Мяч вне игры-аут. (Х)
7. Передача мяча в игре- гол. (О)
8. Регби - игра с мячом-дыней (Х)
9. Лапта русская народная игра в бейсбол. (Х)
10. Бейсбольная ударница- ложка. (О)
11. Танцор на льду- волейболист.(О)
2.Подвижная игра с вопросами «Тактика игры в волейбол»
1. Размеры волейбольной площадки (м):
а) 26×14; б) 18×9; в) 30×16.
2. Ширина линий разметки волейбольной площадки (см):
а) 5; б) 6; в) 8.
3. Высота волейбольной сетки (см):
а) 243-муж, 224-жен; б) 305-муж, 295-жен; в) 300 у всех.
4. Вес мяча (г):
а) 300 – 400; б) 260 – 280; в) 200 - 250.
5. Во время игры на площадке с одной стороны может находиться (игроков):
а) 4; б) 5; в) 6.
6. Кто придумал волейбол как игру:
34

а) Д.Формен; б) Д.Фрейзер; в) У.Д. Морган.
7. Встреча в волейболе состоит из:
а) трех партий до 23 очков; б) четырех партий до 18 очков; в) от трех до
четырех партий до 25 очков.
8. Победителем встречи является команда:
а) выигравшая три партии; б) выигравшая вторую половину встречи; в)
набравшая хотя бы на одно очко больше соперника.
9. Если команда без уважительных причин вовремя не выходит на площадку,
то:
а) ей засчитывается поражение со счетом 0:3 по 0:25 в каждой партии; б)
необходимо подождать 15 минут; в) игра переносится на другой день.
10. Как начинается игра?
а) вводом мяча при помощи подачи согласно жребию; б) вводом мяча из-за
боковой линии; в) спорным броском.
11. Запасными игроками считаются те, которые:
а) сидят на скамейке запасных; б) выходят на замену; в) не включены в
начальную расстановку на данную игру.
12. Какое количество замен разрешается делать во время одной партии?
а) максимум 6; б) максимум 20; в) количество замен не ограничено.
13. Сколько времени дается на ввод мяча в игру?
а) 3 секунды; б) 5 секунд; в) 8 секунд.
14. Длительность тайм-аутов (с):
а) 30;
б) 45;
в) 60.
15. Что происходит при нарушении расстановки?
а) Автоматически игрок выбывает из игры; б) игра продолжается; в) мяч
отдается сопернику.
16. Что происходит с командой если сделано более трех касаний мяча?
а) мяч отдается соперникам; б) продолжает играть; в) засчитывается очко
соперникам.
17. Что происходит при счете в пятой партии после пятнадцати очков?
а) Игра продолжается до разницы в два мяча; б) назначается дополнительный
период в пять минут; в) матч переигрывается на следующий день.
18. Смена площадок происходит:
а) после каждой партии; б) не происходит; в) после второй партии.
19. Кто из русских спортсменов стал олимпийским чемпионом по волейболу?
а) Сергей Тетюхин; б) Александр Медведь; в) Иван Едешко.
20. Сколько касаний мяча может сделать команда перед атакой противника?:
а) 4; б) 5; в) 3.
21. В чем может участвовать игрок либеро ?
а) подача; б) блок; в) прием мяча
22. Какое расстояние от линии атаки до сетки (м)?
а) 6; б) 3; в) 4,5.
23. Окружность волейбольного мяча (см):
35

а) 65; б) 45; в) 50.
24. Может ли начаться игра, если в одной из команд нет 6 игроков?
а) Может; б) не может; в) по согласию соперника.
25. Команде засчитывается поражение из-за нехватки игроков, если во время
игры игроков этой команды на площадке оказывается:
а) один; б) два; в) три.
26. Какой частью тела можно принимать мяч:
а) рукой и плечом; б) только руками и ногами; в) любой.
27. Сколько человек может участвовать в блоке:
а) только один; б) только два; в) от одного до трех.
28. Какая команда начинает с подачи в пятой партии:
а) команда, которая забила последний мяч в четвертой; б) команда, чья
очередь с начала матча; в) проводится новая жеребьевка.
3.Викторина «Вопрос – ответ «Правила игры и судейства».
1. Движением руки показано направление:
а) разрешение на подачу; б) переход на другую сторону площадки; в)
нарушение.
2. Вытянутая рука в направлении команды. Этот жест судьи означает:
а) подающая команда; б) нарушение команды; в) нарушение правил трех
касаний.
3. Поднято оба предплечья: одно перед грудью, другое за спиной, затем
меняется позиция рук:
а) смена сторон площадки; б) минутный перерыв; в) замену игрока.
4. Две открытые ладони, образующие букву «Т». Этот жест судьи означает:
а) технический фол; б) минутный перерыв; в) неправильную игру руками.
5. Вращение кулаками. Этот жест судьи означает:
а) нарушение игрока; б) замену игрока; в) прокат мяча.
6. Скрещенные предплечья с вытянутыми кистями перед грудью. Этот жест
судьи означает:
а) конец партии или игры; б) нарушение в нападении; в) замену игрока.
7. Поднимает вытянутую руку с ладонью, обращенную вверх. Этот жест
означает: а) мяч не подброшен при ударе; б) замена; в) дисквалификация.
8. Круговое движение указательным пальцем. Этот жест означает:
а) мяч в поле; б) замену игрока; в) ошибка в расстановке при переходе.
4.Описание контрольных упражнений Физическая подготовка:
Прыжок в длину с места.
Исходное положение: встать около черты, ноги слегка расставить, примерно
на ширину плеч, стопы держать параллельно, а руки ― вдоль туловища.
Перед толчком нужно поднять руки вверх и встать на носки ног, затем
присесть, согнув ноги в коленях, и, опираясь на всю ступню, туловище
36

наклонить слегка вперед, руки опустить вперед-вниз-назад. Толчок вверх
выполняется двумя ногами и должен быть сильным и резким.
Бег 20 метров
Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера сделать
максимальное ускорение 20 метров. Даѐтся две попытки. Лучшее время
фиксируется.
Бег 600 метров
Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера стартовать со
средней скоростью, сохраняя силы для рывка на финальной прямой.
Дистанция - 600 метров. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.
Челночный бег (40с на 28 м)
Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера сделать
максимальное ускорение и на полной скорости бежать 40 секунд. Дистанция
– баскетбольная площадка. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.
Техническая подготовка:
.
Игрок стоит лицом к сетке, распределив вес тела равномерно на обе ноги.
Мяч подбрасывается вверх левой рукой. Правая согнута в локте. Перед
ударом сгибать опорную ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара
разгибается опорная нога, выпрямляются рука и туловище. Удар внутренней
частью ладони.
Игровое упражнение – Приемы-передачи
Игроки поделены на команды по три человека в каждой и находятся за
лицевой. Тренер по очереди вводит мяч на половину поля одной из команд,
при этом варьируя удары – сильные атакующие, скидки, броски в аут и т.д.
Один игрок должен принять мяч, другой отдать передачу, третий произвести
атакующий удар в первую линию (3-х метровую зону). Команды играют на
счет.
Упражнение - Передача мяча вдоль сетки.
Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три
человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу
вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в
конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны
перемещаются аналогично навстречу

Диагностическая карта
промежуточного уровня теоретических знаний, практических умений и
навыков
Объединение______________________________________________________
Ф.И.О. педагога дополнительного образования__________________________
Год обучения_________ № группы___________________________________
37

№
п/
п

Фамилия,
имя
учащегося

Теоретическая подготовка
Теоретичес Владение
кие знания специальной
терминологи
ей
В

С

Н

Практическая подготовка
Практически Владение
е умения и
специальным
навыки
оборудование
м, техникой
безопасности
В
С
Н

38

Приложение 4
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п

1.
2.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

Содержание деятельности, мероприятия Ориентир Ответственные
о
вочное
время
1.Внешкольный уровень.
проведени
Участие во Всероссийских,
В течение Руководитель
я
региональных, муниципальных
года
секции
2. Школьный уровень.
соревнованиях
Соревнования, посвященные Дню
02.09.22г. Руководитель
солидарности в борьбе с терроризмом
секции
Соревнования,
посвященные
Дню
02.09.22г.
Руководитель
«Мы помним Беслан»
солидарности в борьбе с терроризмом
секции
«Мы помним Беслан»
Соревнования,
посвященные Дню
23.09.22 Руководитель
секции
Государственного герба,
Государственного флага Республики
Крым
День пожилого человека. Акция «К
26.09. - Руководитель
людям с добром!»
30.09.22г. секции
Соревнования, посвященные Дню
03.11.22г. Руководитель
народного единства
секции
Уроки здоровья (утренняя зарядка)
21.11. - Руководитель
25.11.22г. секции
Соревнования, посвящённые «Дню героев 09.12.22г. Руководитель
Отечества»
секции
Месячник «Мы за здоровый образ жизни» январь Руководитель
секции
Соревнования, посвящённые Дню
22.02.2023 Руководитель
Защитников Отечества
г.
секции
Соревнования, посвященный, Дню
13Руководитель
Общекрымского референдума 2014 года и 17.03.2023 секции
Дню воссоединения Крыма с Россией
Соревнования, посвящённые Дню
апрель Руководитель
Конституции Республики Крым «Знай
секции
Конституцию-основной закон
государства»
Соревнования,(11.04.)
посвящённые
13.04.202 Руководитель
освобождению Сакского района «13
3
секции
апреля в истории Крыма»
Соревнования, посвященный Дню
28.04.2023 Руководитель
пожарной охраны.
секции
39

14. Соревнования, посвященный Дню
Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов.

4Руководитель
5.05.2023 секции

40

№
п/п

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной программы
___________Волейбол_____________
(название программы)
Причина корректировки
Дата Согласование с
заместителем
директора по
учебновоспитательной
работе (подпись)

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».