СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Воспитательный потенциал программы. 1.4. Содержание программы. 1.5.Планируемые результаты. 2.Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график. 2.2. Условия реализации программы. 2.3. Формы аттестации 2.4. Список литературы 3. Приложения Календарный учебный график Календарно-тематический план Оценочные материалы Календарный план воспитательной работы 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Нормативно-правовая основа программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Удивительный мир » составлена в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020) [9]; Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020) [10]; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [22]; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [21]; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) [6]; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от29.05.2015 г. № 996-р [20]; Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р [3]; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 [23]; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [15]; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [16]; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об 2 утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» [18]; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17]. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы)» [11; 13]; Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» [12]; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» [7]; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019) [8]. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности / сост. Ю.Д. Устинова, С.А. Беширова. ‒ Симферополь, 2021. ‒ 66 с. Примерная программа художественно-эстетического направления Е.И. Коротеевой. Данная программа тесно связана с программами по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.Н. Неменского Устав образовательного учреждения. Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах дополнительного образования детей. Направленность (профиль) программы – художественная. Программа позволяет детям путем систематических занятий приобрести и овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству, а также содействовать формированию всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении, самоутверждении и самовыражении. 3 Актуальность программы обуславливается социальным заказом детей и родителей на программы, направленные на раскрытие истоков народного творчества, формирование представлений о народном мастере, как творческой личности, выявление и развитие художественно-творческой активности детей в процессе изучения разных направлений декоративноприкладного искусства. Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества во всем. Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение и углубление содержания по основам декоративноприкладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественнотворческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Отличительные особенности программы Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в области декоративно-прикладной деятельности, попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Приобщение к различным видам народного творчества формирует у обучающихся основу целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей и позволяет овладению практическим приемам и навыкам ручного труда. Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно творческую деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с 4 различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего развития личности. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучение используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией, а целью практических упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает художественный вкус и формирует интерес к декоративно- прикладному творчеству. Занятия декоративно-прикладного искусством позволяют более активно использовать возможность создавать своими руками уникальные произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свой творческий потенциал. Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся в возрасте 7- 11 лет. Объем и срок освоения программы: 36 часов, 36 недель в рамках учебного года. Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения: очная. В период пандемии возможно дистанционное обучение. Особенности организации образовательного процесса Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Организационные формы обучения на групповых занятиях: групповая, индивидуальная, подгрупповая. Режим занятий: 1 академический час (по 45 минут) в неделю. Количество часов -36 Цель и задачи программы. Целью данной программы является формирование духовно-гармоничной личности, через практическую творческую деятельность, развитие художественно-творческих способностей ышления и расширение общего кругозора ребенка в процессе приобщения его к искусству и творчеству. 1.2. Задачи: Образовательные: познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; обучить основным видам материала и инструментов для работы; формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству; раскрыть истоки народного творчества; 5 развивать воображение; способствовать овладению навыков ручного труда; развить мелкую моторику рук; планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием; формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощь эскиза, объемных форм; формировать и закреплять интерес к декоративноприкладному искусству, используя различные виды декоративно прикладного творчества. познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства; развивать художественно- творческую активность; совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности. Личностные: создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности; снимать зажатость и скованность; активизировать познавательный интерес; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; воспитывать в ребенке готовность к творчеству. дать возможность полноценно употребить свои способности и самовыразится в своих в своих творческих работах; формировать эстетический вкус. Метапредметные: научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; приобретение навыков учебно- исследовательской работы; научить работать в группе, учитывая мнение окружающих; научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; научить осуществлять взаимный контроль; научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 6 Воспитательный потенциал программы. В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе объединения. Реализация программы обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, развитие творческого потенциала личности ребенка. Задания, предлагаемые учащимся, соответствует познавательным возможностям школьников данного возраста и представляют им возможность, развивая учебную мотивацию. Для эффективности работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 1.3. 1.4. Содержание программы Введение (3 часа) Из истории декоративно-прикладного искусства. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Сбор природного материала. Правила поведения в природе. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Сбор природного материала 1. «Аппликация» (11 часов) Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций. 2. «Бумажная пластика» (11 часов) Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее. 7 3. «Работа с природными материалами» (11 часов) В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Практическая работа: изображение уголков природы – листья, цветы, деревья. Организация выставки Каждому человеку важно признание и оценка его труда. Для этого проводится выставка работ учащихся, на которую приглашаются родители, друзья. Лучшие работы детей будут выставлены на сайте школы, на страничке клуба «Флористика» (Портал Прошколу.ру), на сайте Интернетгосударства учителей «Интергуру» и «Открытый класс». Учебный план № Кол-во Тема п/п часов Введение 1 1 Аппликация из бумаги 11 2 Бумажная пластика 11 3 Работа с природными материалами 11 ИТОГО 34 Теория Практика 0,5 5,5 5,5 5,5 17 0,5 5,5 5,5 5,5 17 1.5. Планируемые результаты По итогам обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями: - резать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предмета; - правильно подготавливать яичную скорлупу и соломку к работе; - правильно наносить клей на бумагу и природный материал; - понимать значение смазывания клеем всей плоскости фигуры и выдержки её перед наклеиванием; - наклеивать фигуры на бумагу по разметке; - составлять аппликации, орнаменты из геометрических и растительных форм с чередованием их по цвету, расположению, форме; - согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов с цветом фона узора; - правильно определять величину узора; пропорции фигур сюжетной аппликации в зависимости от размера, формы объекта труда или размера листа бумаги; - выполнять тематические аппликации на цветном фоне. 8 «Ученик научится» Личностные результаты: - эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; - осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений. Метапредметные результаты: - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; - планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); - применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); 9 - распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Предметные результаты: - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; - создавать простые композиции на заданную тему; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; - создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика; - использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента. «Ученик получит возможность научиться» Личностные результаты: - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; - понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; - уважительно относиться к труду людей; 10 - понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их. Метапредметные результаты: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; - высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; - моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги); - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации, воплощать этот образ в материале; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. Предметные результаты: - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; - передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 11 Го д Дата начала занятий 1 01.09.20 21 Дата окончан ия занятий 25.05.202 2 Количест во учебных недель 36 Количест во учебных дней 36 Количест во учебных часов 36 Режим занятий 1 академическ ий час в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для успешной реализации программы требуется хорошо освещенный и оборудованный кабинет. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: Перечень материалов: бумага (белая и цветная) бумага различных видов ( гофрированная и т.д.) бумажные салфетки; картон; пряжа (разных видов) нитки (разных видов) ткань (разных видов) вискозные салфетки; атласные ленты; пуговки; бисер, бусинки, стеклярус (разных размеров) пайетки; природный материал; проволока; вата; ситепон; краски; карандаши; дополнительный материал. Инструменты и приспособления, необходимых для работы: ножницы иглы булавки портновские линейка сантиметровая лента простые карандаши мел деревянные палочки 12 кусачки шило Информационное обеспечение. Аудио, видео и фото-материалы, по различным видам декоративно-прикладного искусства; Кадровое обеспечение. Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методическое обеспечение. На занятиях используются методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа). Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами). Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы). Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом). Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры). Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля). Эвристические (методика ТРИЗ). Ведущие формы организации занятий: Групповые (творческие мастерские). Индивидуальные (самостоятельная работа). Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД). В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий используются следующие формы организации занятий: онлайн консультации, презентации, видео-уроки, практические занятия. Педагогические технологии Проектно-исследовательские технологии являются основными для реализации дополнительной общеразвивющей программы «Удивительный мир». Предполагают участие в коллективных проектах или выполнение исследовательских работ. Применение этих технологий обеспечивает развитие исследовательских навыков (целеполагание, применение исследовательских методик, фиксация, обработка и анализ полученных 13 результатов), навыков самостоятельной работы и сотрудничества, навыков публичного выступления. Развивающее и проблемное обучение способствует формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать информацию в ходе решения проблемных ситуаций. Эти навыки относятся к универсальным учебным действиям и необходимы для выполнения исследовательских работ. Информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение навыкам поиска информации в интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.), использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение повышает наглядность и информативность обучения, способствует формированию у учащихся информационной культуры, расширению кругозора, обогащению содержания образования. Интегрированное обучение предполагает использование межпредметных связей, так как выполнение исследовательских работ и проектов требует применения знаний, умений и навыков из различных образовательных. Интегрированное обучение способствует развитию универсальных учебных действий, формированию целостной картины мира. Элементы тестового контроля используются для закрепления и диагностики знаний, подготовки к участию в предметных олимпиадах и конкурсах; направлены на развитие умения сравнивать и сопоставлять, выбирать верное решение. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие природных способностей и индивидуальных свойств личности учащихся в процессе выполнения индивидуальных проектно-исследовательских работ. Способствует повышению познавательной активности, формированию мотивации к самостоятельной учебной деятельности, уверенности в себе и адекватной самооценки. Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся, с учётом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения. 2.3. Формы аттестации Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию учащихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных: контрольных уроках, зачетах, выставках, конкурсах и т.д. 14 Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством деятельностью ребенка в процессе занятий; итоговый – выставка. наблюдения за Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является выставка. 2.4. Список литературы Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003. Копцева В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объёмного конструирования. – Ярославль: Академия развития, 2001. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: Академия развития 2000. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов/ Художник Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160с.: ил. – (Умелые руки) Перевертень Г.И. Волшебная флористика, М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004, – 14 с. Пудова В.И., Лепсиева Л.А. Игрушки из природных даров М.: «Махаон», СПБ, 1999. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. Черныш И.В. Поделки из природных материалов, М.: АСТ – ПРЕСС, 200 – 160 с.: ил. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах М.: Просвещение, 1990. 15 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал: иллюстративный материал к теме «Аппликация»; иллюстрации, репродукции к темам по истории декоративноприкладного искусства; таблицы, различные схемы, шаблоны, эскизы, раздаточный материал: карточки с упражнениями по темам; вспомогательные таблицы; материалы для проверки освоения программы: творческие задания; кроссворды, викторины и др. Для оценки знания обучающихся используются следующие формы контроля: выставка, конкурс, зачет, готовое изделие. 3.2. Методические материалы (прилагаются в папке учителя) 3.3. Календарно-тематическое планирование № Тема урока Характеристика деятельности обучающихся «Введение» (1 час) Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству; использование полученных повседневной жизни. умений в практической деятельности и Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти. Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему 16 решению в совместной деятельности. 1 Введение. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры. Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать. «Аппликация из бумаги» (11 часов) Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи. Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи по образцу; проведение самооценки. Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач. Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. 1 2 3 4 Введение. Беседа «Что делают из бумаги?» «Сердечко в подарок» Симметрична я аппликация. Обрывная аппликация Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, 17 5 6 Ленточная аппликация Силуэтная аппликация Квиллинг проглаживать, надрывать, обрывать, вырезать), правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея, Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Отбирать 8 Торцевание наиболее эффективные способы решения конструкторско9 Мозаика технологических и декоративно-художественных задач в 10 Геометрическа зависимости от конкретных условий. я аппликация Оценивать результат деятельности, корректировать при 11 Сюжетная необходимости его конструкцию. аппликация. 7 «Бумажная пластика» (11 часов) Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. Регулятивные УУД: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу; планировать практическую деятельность по плану. Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли. 1 2 3 Введение. Виды бумаги, трансформаци я плоского листа бумаги. Выполнение творческих работ по образцу. Розы. Выполнение творческих работ по Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, 18 образцу. Ромашка. 4 Выполнение творческих работ по рисунку, схеме. Колокольчики 5 Выполнение творческих работ по образцу. Одуванчики. 6 Выполнение творческих работ по образцу. Уточка. 7 Выполнение творческих работ по образцу. Снегирь. 8 Выполнение творческих работ по образцу. Бабочка. 9 Выполнение творческих работ по образцу. Пчелка. 10 Выполнение творческих работ по образцу. Пчелка. 11 Выполнение творческих работ по образцу. Лягушка. проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Выполнять работу под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию. 19 «Работа с природными материалами» (3 часа) Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование. Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей. Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение. Выполнение творческих работ по образцу. Снегирь. 2 Бабочка. 3 Пчелка. 4 Сова 5 Олень 6 Улитка 7 Медвежонок 8 Поросята 9 Мишка 10 Гриб 11 Лесная поляна 1 Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Планировать последовательность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Выполнять практическую работу из природных материалов: создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой образец. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. 20 21 Календарный учебный график Сентябрь 1 2 3 Кол-во часов в месяц (гр.) Кол-во учебных недель Месяц I полугодие 5 6 7 Ноябрь 8 9 1 0 4 1 1 Декабрь 1 2 1 3 1 4 4 1 5 Январь 1 6 1 7 1 8 4 1 9 Февраль 2 0 2 1 4 2 2 2 3 Март 2 4 2 5 4 2 6 Апрель 2 7 2 8 2 9 4 3 0 Май 3 1 3 2 3 3 4 3 4 Июн ь 3 5 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Аттеста ция/фор мы контрол я 1 Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 1 4 1 1 1 Кол-во часов в неделю (гр.) 4 Октябрь II полугодие 1 1 1.1. Лист корректировки общеразвивающей программы «Удивительный мир Причина корректировки № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Дата Согласование с заведующим подразделения (подпись) Приложение 4 Календарный план воспитательной работы. № п/п 1 2 3 54 6 Содержание деятельности, мероприятия Ориентиро вочное время проведения Ответственные 1.Внешкольный уровень. Участие во Всероссийских, региональных, В течение Руководитель муниципальных конкурсах года 2. Школьный уровень. Соревнования, посвященные Дню солидарности 02.09.22г. Руководитель в борьбе с терроризмом «Мы помним Беслан» Выставка, посвященная Дню Государственного 23.09.22 Руководитель Руководитель секции герба, Государственного флага Республики Крым День пожилого человека. Акция «К людям с 26.09. - Руководитель добром!» 30.09.22г. 7 Конкурс поделок , посвященный Дню народного 03.11.22г. Руководитель единства 8 Выставка, посвящённая «Дню героев Отечества» 9 Месячник «Мы за здоровый образ жизни» 10 «Подарок маме», посященный международному 07.03.2022 Руководитель женскому Дню 8 марта Выставка, посвященная, Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией 12. Выставка, посвященная Дню космонавтики 11 13. Конкурс поделок, посвященный Дню защиты детей 09.12.22г. Руководитель январь Руководитель 13Руководитель 17.03.2023 12. 04.2023 Руководитель 29.05.2023 Руководитель